Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Воcпроизводить текст:
Сбросить настройки: По-умолчанию

Официальный сайт

Совета муниципальных образований Воронежской области

Общероссийские мероприятия



РЕКОМЕНДАЦИИ

второго общероссийского муниципального правового форума

«Проблемы реализации законодательства в сфере градостроительства и землепользования на уровне муниципального образования»

г. Пенза 13-14 декабря 2010 года

 

Обсудив актуальные вопросы нормативно-правового регулирования правоотношений в сфере градостроительства и землепользования, а также правоприменительную и судебную практику по решению вопросов местного значения в сфере градостроительства и землепользования, участники общероссийского муниципального правового форума отмечают:

- вопросы правового регулирования в сфере землепользования и градостроительства тесно взаимосвязаны между собой. Земельный участок является основой для формирования комплекса недвижимых объектов, градостроительный регламент территориальной зоны определяет правовую основу режима земельных участков, поэтому для устранения пробелов, коллизий, дефектов правовых норм необходимо комплексно совершенствовать как законодательство в сфере градостроительства, так и в сфере землепользования;

- серьезную проблему правоотношений в сфере градостроительства и землепользования на муниципальном уровне представляет собой незавершенность разграничения права государственной собственности на землю. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к муниципальной собственности поселений, городских округов и муниципальных районов относится лишь ограниченный круг земельных участков;

- органы местного самоуправления не всех видов муниципальных образований обладают правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Данных полномочий лишены органы местного самоуправления сельских поселений, поселений – административных центров (столиц) субъектов РФ, а также городов федерального значения. В результате на практике складывается ситуация, при которой правила землепользования и застройки поселений, которые призваны определить виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и другие вопросы землепользования и застройки, в силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждаются органами местного самоуправления поселения, а распоряжение земельными участками – органами местного самоуправления муниципального района;

- существуют сложности в изъятии для муниципальных нужд земельных участков и их оформлении в муниципальную собственность. Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, размещением определенных видов объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, иными обстоятельствами в установленных федеральными или региональными законами. Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации, регулируя порядок изъятия земельных участков, содержат неоправданные отсылки друг к другу. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной порядку изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. В свою очередь, статья 44 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством;

- положения Земельного кодекса Российской Федерации в части предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства без аукциона и на безвозмездной основе являются противоречивыми. С одной стороны, пункт 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом данные исключения не касаются предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка;

- существуют противоречия в отношении возможности бесплатного выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства. С одной стороны, пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. С другой стороны, согласно пункту 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность, аренду или безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 30 предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев предъявления заключенного договора о развитии застроенной территории, что всегда предполагает возмездный характер сделки;

- в местных бюджетах зачастую просто отсутствуют средства, достаточные для подготовки документов территориального планирования (генеральных планов поселений и схем территориального развития муниципальных районов) и оформления прав на земельные участки и иное недвижимое имущество муниципальных образований.

В целях принятия необходимых мер к повышению эффективности реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения в сфере градостроительства и землепользования, повышения качества правового регулирования участники общероссийского муниципального правового форума рекомендуют:

Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Разработать и внести проекты следующих федеральных законов:

1) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» предусматривающего следующее:

- закрепить в статье 30.1 особый порядок предоставления земельных участков для малоэтажного индивидуального жилищного строительства без проведения торгов для отдельных категорий граждан, а также установить законодательные ограничения спекуляции земельными участками, приобретенными на аукционах;

- исключить из текста части 2.1 статьи 30 слова «и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам».

- определить критерий ненадлежащего использования и неиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначением.

- дополнить подпункт 2 части 1 статьи 49 такими основаниями для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд как объекты спортивного, социально-культурного назначения, здравоохранения;

- изложить часть 3 статьи 49 в следующей редакции:

«3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации случаях»;

2) «О внесении изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части:

- отнесения распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, к ведению органов местного самоуправления поселений и городских округов;

- установления правила, согласно которому при разграничении государственной собственности на землю к муниципальной собственности поселений относятся все земли в границах населенных пунктов, не занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности других муниципальных образований, и не предоставленные органам государственной власти и органам местного самоуправления, казенным предприятиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, а также закрепления срока, в течение которого разграничение государственной собственности на землю должно быть завершено.

3) «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части:

- закрепления правила, устанавливающего прекращение права собственности на невостребованные земельные доли по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством (статья 235);

- сокращения с трех до двух лет срок возникновения права на принудительное изъятие земельного участка у собственника в судебном порядке в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в целях сохранения природных свойств земельного участка (статья 284);

4) «О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», предусмотрев в нем следующее:

- в статье 44 установить перечень документов, прилагаемых к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка предусматривающий: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровую записку на земельный участок, технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные в границах земельного участка, материалы топографической съемки на территорию земельного участка, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, документы, удостоверяющие личность (правоспособность) заявителя, документы, удостоверяющие личность заявителя (для физических лиц), документ, подтверждающий полномочия заявителя;

- дополнить часть 3 статьи 46.1 пунктом 3 следующего содержания:

«3) иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту»;

- часть 4 статьи 46.1 исключить;

- часть 5 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«5. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением, указанных в части 3 настоящей статьи»;

- дополнить перечень необходимых документов, закрепленных в части 9 ст. 51 разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было представлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса) и согласием всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

- внести изменения в положения части 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установив конкретные основания продления и отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

2. Обеспечить проведение текущего мониторинга состояния законодательства, регулирующего вопросы градостроительства и землепользования, систематизации и кодификации направленных на выявление и устранение пробелов, коллизий и дефектов в федеральных законах, регулирующих правоотношения в сфере градостроительства и землепользования на муниципальном уровне.

3. Принимать активное и непосредственное участие в ежегодном общероссийском муниципальном правовом форуме.

Правительству Российской Федерации:

1. Обеспечить проведение в органах исполнительной власти Российской Федерации текущего мониторинга состояния законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы градостроительства и землепользования, целью которого должны стать устранение пробелов, коллизий и дефектов в правовом регулировании данной сферы общественных отношений, а также своевременная подготовка и принятие нормативных правовых актов, необходимость принятия которых предусмотрена соответствующими нормами федерального законодательства (отсылочными нормами).

2. Внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» в части снятия запрета на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, для жилищного строительства.

3. Разработать методические рекомендации, разъясняющие порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований.

4. Принимать активное и непосредственное участие в ежегодном общероссийском муниципальном правовом форуме.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Завершить работу по принятию законов субъектов Российской Федерации, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

2. В рамках проекта «электронное правительство» для каждого вида муниципального образования обеспечить полное правовое сопровождение организации исполнения вопросов градостроительства и землепользования, включая правоприменительную и судебную практику.

3. Разработать комплекс мероприятий по созданию условий для формирования собственников земельных участков, способствованию развитию конкуренции на рынке землеустроительных работ, оптимизации затрат на проведение работ по межеванию и техническому описанию земельных участков, подготовке документации, необходимой для постановки их на государственный кадастровый учет и регистрации прав.

4. В случае отсутствия у регионального совета муниципальных образований, глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации внести изменения в Конституцию или Устав (Основной Закон) соответствующего субъекта Российской Федерации в части наделения совета муниципальных образований, глав муниципальных образований данного субъекта правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

5. Шире использовать право законодательного регулирования вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации:

1. Обратить особое внимание на значимость ведения мониторинга и кодификации федерального и регионального законодательства, регулирующего вопросы градостроительства и землепользования, по результатам которого ежегодно принимать муниципальную целевую программу правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, предусматривающую комплекс мероприятий по реализации органами местного самоуправления права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, разработке и внесению в органы государственной власти предложений о совершенствовании законодательства в сфере градостроительства и землепользования на муниципальном уровне, а также мероприятия по разработке проектов и принятию муниципальных правовых актов, направленных на устранение правовых пробелов и коллизий.

2. Определить одной из основных задач разработку административных регламентов, регулирующих порядок предоставления населению муниципальных услуг в сфере градостроительства и землепользования, упорядочить работу по предоставлению земельных участков для строительства и в иных целях.

3. Активизировать разработку документов территориального планирования муниципальных образований и принятие правил землепользования и застройки.

4. Широко использовать публичные слушания, собрания, конференции, опросы граждан и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления при решении вопросов землепользования и застройки, особенно при наличии конфликтных ситуаций;

5. Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации направить усилия на создание условий для формирования собственников земельных участков, способствовать развитию конкуренции на рынке землеустроительных работ, оптимизации затрат на проведение работ по межеванию и техническому описанию земельных участков, подготовке документации, необходимой для постановки их на государственный кадастровый учет и регистрации прав.

6. Обеспечить осуществление контроля над эффективным использованием земельных участков арендаторами и собственниками, а также над соблюдением сроков освоения земельных участков.

7. Повышать уровень правовых знаний муниципальных служащих, проводить обучающие семинары и активно участвовать в соответствующих мероприятиях, проводимых на региональном и федеральном уровнях организациями межмуниципального сотрудничества.

Единому общероссийскому объединению муниципальных образований (Конгрессу):

1. Активизировать работу по оказанию правовой и методической помощи муниципальным образованиям Российской Федерации по применению законодательства регулирующего вопросы градостроительства и землепользования на муниципальном уровне.

2. Проводить не реже одного раза в полугодие семинары совещания по актуальным вопросам местного самоуправления с участием представителей органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также региональных советов муниципальных образований.

3. Подготавливать не реже одного раза в квартал и направлять в адрес советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации обзоры законодательства, разъяснения по наиболее актуальным и (или) спорным вопросам применения законодательства в сфере местного самоуправления, а также информацию о деятельности органов государственной власти, совещательных и иных органов и организаций, осуществляющих деятельность в сферах, затрагивающих интересы местного самоуправления.

4. Выявлять и обобщать лучшие муниципальные практики по применению законодательства регулирующего вопросы градостроительства и землепользования и направлять их не реже одного раза в полугодие в советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Объединению муниципальных юристов России:

1. Ежегодно проводить Общероссийский муниципальный правовой форум.

2. По итогам Форума вырабатывать рекомендации, направленные на решение актуальных проблем местного самоуправления и направлять их в адрес органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций межмуниципального сотрудничества.

3. Привлекать для участия в Форуме представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, ведущих ученых и практиков, а также представителей организаций межмуниципального сотрудничества.

4. Оказывать информационную, правовую, методическую поддержку организациям межмуниципального сотрудничества и органам местного самоуправления.

Советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации:

1. Заключать соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере местного самоуправления с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

2. Оказывать информационную, правовую, методическую поддержку органам местного самоуправления по применению законодательства в сфере градостроительства и землепользования на муниципальном уровне.

3. В случае отсутствия у совета муниципальных образований, глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации разработать и внести предложение о внесении изменений в Конституцию или Устав (Основной Закон) соответствующего субъекта Российской Федерации в части наделения совета муниципальных образований, глав муниципальных образований данного субъекта правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

4. Внести изменения в свои уставы в части установления социальной ориентированности своей деятельности.

 

Участники общероссийского муниципального правового форума считают необходимым направить настоящие рекомендации в адрес Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерства регионального развития Российской Федерации, руководителей высших исполнительных органов государственной власти и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса), Объединения муниципальных юристов России, Всероссийского Совета местного самоуправления, Союза российских городов, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, а также участникам общероссийского муниципального правового форума.

Дата создания: 12.04.2011 23:31

Дата последнего изменения: 12.04.2011 23:39

На главную страницу